Cказание о Прокудливом дереве
небыль первая
По зверянской типологии проку́дливое дерево,
или Проку́дливо дерево, как его величают сказители,
или Проку́да, как само себя сказывает, – есть чу́до–не́вед,
обитатель Срединного Мира, то есть не Верхнего.
И не Нижнего, которого нет, как такового:
Нижний Мир существует ровно там,
где его готовы принять да собою кормить.
Срединный же Мир кормит сам:
и жизнь, в нём квартирующую, и не́жить,
заглянувшую на запашок в Мир сей –
от скуки ли, другой ли какой на́ждобой вере́дной,
да в миру и застрявшую.
А прозывают жильцов тех не́житных, на постой не званных –
чу́дами да не́ведами,
то и просто не́чистью, или вовсе не́былью…
Внешностью ж Проку́дливо дерево – изрядно отвратно:
гунявое сплошь: лысое, да к тому ж виловатое: кривульное, изломистое.
Лишь на паре-другой из ветвей корявых редко лепятся кустики хвои:
с рыжими иглами,
да напротив каждой рыжей – по игле синей.
Ещё и дупля́стое…
А задайся вопросом: по причине какой, какой ле́шети ради –
страхо́вину ту приютил белый свет? Ответа и нет.
Но само-то дерево – не безмолвное, не молчащее: говорящее, к чему приспособило дуль свою – дупло, вытлевшее в гнилом нутре́. Образовавшаяся при том пустота, словно путаная пещера, вторит извивам ствола… Сия полость и есть акустический причудливый резонатор – и гортань, и глотка Прокуды, откуда могут вовне вырываться диковинные, не всегда благозвучные звуки:
то глухие, рокочущие, то бурлящие, булькающие, то урчащие, то свистящие.
Дуплина ж сама – расположена в ко́мле от корней невдале: чуть выше корневища, отчего расползающиеся жирными змеями да хваткими щупальцами корни Прокуды, когда их видно – а видно их бывает изре́дка – выглядят в точь борода лютая, поделённая на суверенные ко́смы, каждая – самостийно алчущая… Впрочем, древо чаще является – там, где является – без выказывания хищных корней: сразу с комля торчащим из тверди, предпочтительно – скальной…
Вкруг дупли́ны ж безобразной губою лепится трутный нарост, гриб древесный: дупляни́ца, а торчащие с-под него частоколом затвердевшие щепы смотрятся зубьями, то и клыками, да так-то и есть.
А вот пташки какие добрые, славные – трясогузки там, дятлы ли, буроголовые гаечки, горихвостки ли, поползни, вертишейки, да мухоловки-пеструшки, да голуби-клинтухи, или утки: мандаринки да гоголи – в том дупле не селились, хоть гнездиться по дуплам им прибыльно.
Даже дикие пчёлы то дуплё стороною облётывали:
не видать Прокуде бортевы́х медо́в!
не изведать вкус терпкий да вяжущий с горечью – мёда дикого:
чёрного ду́пленика,
не усладиться нектаром от медоносов лесных – то плодоносных,
а то луговых – разнотравных,
да от медвя́ной росы – с листьев клёна, орешника, дуба, осины иль ясеня,
да от па́дей – липучего сладкого сока отхожего,
что выделяет тля всякая да ещё листоблошки медяницы,
в чём полезном ином они не замечены: зе́ло вредные…
________
Хоть и было дупля́вым дерево, да не было глупым – ох, как не было!
Горе тому, кто считал его дуплецо́м –
сиречь “худоумный”, “дурак” в зверословии.
Дуплецо́м же был тот, кто с ним дружбу водил, да в союзы входил,
да в товарищах числил:
дупле́ц-то Проку́да совсем не дупле́ц, но – подлец!
Мудрецы ж величали дерево “ду́ровом”, сиречь тем, кто дурачит,
ду́рит изрядно да ловко.