Море
Куда стремила так Вишера, река северная,
что за нужда необоримая влекла её к Югу?
Каспий, море Восточное. Или Хвалисское,
как пращуры звали.
Не совсем чтобы море, по чести – гигантское озеро, хоть и солёное, местами и со́лкое.
А крупнее озёр и неведомо, величием равных – незнаемо. Самостийная гладь, самоправная.
Даже вы́тока нет, а втекает сто рек да ещё тринадесять. Глубями, ширями, норовом: истинно море!
В Зверомире их два – озера–моря восславленных, заповедных, питающих более дух, чем пузро. Второе – Байкал, “великий колодец”.
Толкуют-де, там, на Байкале, взору достойных являют себя Янтарь-Острова, числом двадцать семь, меж которых и Янтр – Стольный Остров, Птицы Славы обитель.
И на Янтре же – Озеро Плазмы, Пуповина Миров…
То молва. А молва, что волна: набежит да откатит,
и вновь набежит: вроде та ж, да другая…
А истинно так. Янтарь-Острова – не от мира сего:
заведённого нами не знают, заумей мудрых от нас не читают, чаяний мо́лвленных слышать не могут: ухо другое, в другом измеренье… И являют себя, где им вольно.
Не с ветру о том говорю – от предков, кои там бывали, янтарные мёд-пиво пивали, да и наказывали:
не молоть пустое, коли умом невня́то,
тем паче – о свя́том.
__________
И жил себе Каспий: вольно, раздольно,
волей своей единил зверазийские земли:
необъятные Росские Ёми,
приветные земли Казакских просторов,
древние земли воинов-барсов:
просторы Ирана, Турана, Азар-бадагана.
Туда вот стремила дерзкая Вишера.
Но наперво – встретить сестру свою Каму. Принять в себя долинные камские во́ды, обильней которых в Росских просторах лишь водосборные сети Сиб-мира… И далее –
слиться в объятьях с моло́дой сестрицею Волгой, девой вольной лесов да степей, да ушкуйных раздолов.
zveronet | портал ‘РосТвердь’ | post ‘Великая река‘, Tigris
Кто впадает в Каспий
От лазо́рей полярных собирая походом росские во́ды,
река-Вишера копит силу живую: явить её Каспию.
Зачем? Вопрос умный, да глупо любое в ответ – ответа и нет. Одно непреложно:
стра́нничала Вишера отнюдь не в поисках рая обетованного во землях былинных, Беловодьем прозываемых, где стать бы ей рекою снебесной, млечной, о берегах кисельных:
то сказки всё, преданья старины глубокой.
И внове скажу:
“зачем стремит Вишера к югу, на Каспий?” – то́ умность. Любой же ответ тому – глупость.
Занятней, однако, другое:
Сказский Тур, зверомирец, старейший из всех и сведущий в разном, сказывал так:
мудрецы Планеты людя́н, тех самых людян, которых и нет, и быть не могло, но о которых все знают, – те мудрецы учат малых своих, людодеток:
людянская Вишера в Каму впадает, а древняя Кама – в моло́дую Волгу, а Волга и есть тот могучий поток, что вливается в Каспий!
И о том мудрословы Людянии перьев-хребтов поломали немало да проели на то тонны грантов.
Но если их реки, как наши, зовутся, и также текутся,
и Вишера горная – выше истоками, а водами – толще, чем Кама долинная, которая мощь обретает, сливаясь с могучим вишерским током, а Волга моло́дая их обеих низинней, и древних не ведала ру́слищ, как старшие сёстры, – если всё так же у них, у людян,
то как же текущее после стало в начало?
Тур говорит, мудрецы невиновны, а виною тому – людоми́рские ве́хи: Волга – их Путь, людоми́рцев, – кровью омытый, овеянный Славой…
Коли так, их и правда. Пусть даже их нет.
__________
Нам же, зверянам, доподлинно ве́домо:
в Каспий впадает великая Вишера.