придумано в России | invented in Russia
ПОЛИТ-ФЭНТЕЗИ в стиле бук-арт

 

 

 

 

< предыдущая |   2-1.03.  | следующая >

 

© Смелянский В.Ю., 20142016

 

 

<<  ОГЛАВИЦА

 

 

 

 

 

страницы "Сказа Перовго",

где повествуется о схожем:

стр 58

Главная -> книга "Энциклопедия" ->

Большая Зверомирская Энциклопедия Тиграуза и Тура | 2-1. Основы Звероведения 

2-1.03.  Светило Соль.

Просторы и Дали. Селебрия.

Ядрёная Ярая лексика, також о матерном


 

    «… разумный предел в “совершенстве” – понятен:.

Светило само – из света и пятен!..»

 

 

 

 

         2-1.03.1. Зелёная планетаПланета зверян – вращается вкруг звезды, 

именуемой зверянами: Светило Соль, или просто Светило, или просто Соль. Последнее придаёт пикантную коннотацию зверянской идиоме “соль просторов”, почти аналогичную людянской – “соль земли”, поскольку слово “соль” используется и в привычном “пищевом” значении, и для именования Светила. А коли сюда же добавить ключСоль” – знак линейной нотации… Но с этим вы к Белве́дкеБелвежёнышу Бе́лу обратитесь, носителю музыки сфер и хранителю колокольного звона: он ту тему до кости раскусит, да с премногим удовольствием!..

________

Зверомирцы же, особенно рысичи, род рысий, – с незапамятной древности соотносят себя со “Светилом, всея́ бытности Свет несущим”.

Те рысичи прямо, без ложной скромности, именуют себя “детьми Света”, то и “детьми Яра”, ибо Яром именовали Светило их древлие предки. Но разумели под тем не языческое божество, не его персонификацию, как то наблюдается у людомирцев славных с их Яри́лою-Праздником или Ярови́том-Воином, а самую суть разумели Светила:

как явленной Воли – животворный сеющей Свет,

да возбуждающей Силу рослую в зеленя́х,

да весеннюю свежесть и молодость, и ярую страсть,

да Любовь плотскую в тварях живых,

и плотскую ярую силу,

и ярость силы иной – силы Воли:

ярость отваги и мужества,

самоотречения и самопожертвования –

во имя Света!

Отсюда и все рысичи почитались, да таковыми и были в ратоборстве

неистовыми берсе́рками, одержимыми духом Яра, впадающими в ярость боя до полной победы, не подвластные ни клыку, ни огню, ни железу, сломить которых нельзя – только убить, что возможно лишь ценой стократного превосходства и влечёт неизбежно истребительную, кровавую жатву тех, кто вознамерился повергнуть рысича-берсе́рка.

Но и умирали рысичи непобеждёнными,

ибо притекали к смерти, как к празднику

________

Отчего слово “ярый” для зверомирцев и значит:

огненный, пылкий, горячий, кипучий, рьяный, ретивый,

неистовый, неукротимый, неудержимый, безудержный.

И ещё:

белый, блестящий, яркий, сияющий, ослепительный.

А звероиды да ливера́ты то же слово иначе слышат:

лютый, злой, свирепый, жестокий, резкий, гневный, озверевший.

Но относительно звероидов – именно так и было.

Как же и́наче с этой-то гнусью, коя на рысичей,

да на дру́жих им соеди́нщиков,

да на все на Просторы на Ро́сские

издревле пёрла прорвой нещадною, зарясь поживою,

да сугу́бя свой пыл геополитикой, да ей же оправдываясь,

да и просто супротив всего зверомирского, ро́сского

лютой ненавистью ненави́стничает!..

         2-1.03.2.  Да ведь помимо грозных толков в значном корне “яр“ ещё и другое имеется:

любовь плоти, телесная страсть, плодородие и детородие,

жизнь собой утверждающие.

Оттого словом “яр“ прямо и обозначали:

самцовое начало мироздания,

самцовое естество, самцовую оплодотворяющую силу

и сам самцовый детородный орган.

Почти что людяно-китайский “ян“, да Тур на то сказывал, немало серчая, что Тигр “профанирует” им не внятое! Да и “яр“, мол, много древнее и зна́чнее… Оставлю сие без комментариев: Тур нам друг и соавтор, и много мудрее!

         2-1.03.3.  Но всё же, коль допустить подобие “яра“ и “ян“,

то аналогом “инь“ рысичи Зверомира имели “Ёмь” –

уж вовсе ветходревний концепт, в чём я с Туром согласен.

А значила “Ёмь”:

самочье начало Бытия и Мировое лоно,

а равно же: самочье естество и самочье лоно.

Но словцо это также рекли и для всех протяжений пространства:

глубей да высей, ширей да далей.

И также для называния:

ёмкости да объёмности, вместимости да просторности,

ещё и распахнутости вкупе с готовностью

И для обозначения того, что:

ёмит, вбирает, затягивает в себя или впитывает

Да и то ведь не всё! – “Ёмью” называли также:

нутро, скрытую суть, квинтэссенцию, “самую соль”

________

Возьмём, к примеру, ныне всеместно используемое словечко “объём“ –

понятие от древле-рысьего корня “ём“ производное.

Пребывая, казалось бы, в самцовом роде, всамделе “объём“ –

пассивная ёмкость,

что, согласитесь: явно самочий род,

да тот, “то, что ждёт заполнений извне…

Сама же “пассивная ёмкость” уж не “ёмит“:

ничего, никого, – ждёт покорно,

когда её и “отъярят“…

Что вовсе неполиткорректно и ущемляет!

Но ведь “пространство“ – в отличие от “простора“ – от того только и видится, и мыслится в трёх измерениях, что способно само что-то “ёмит“ и “емлить“.

То есть оно, “пространство“, – не просто “просторно“:

и вширь, и ввысь, и вдаль, –

но ещё и “вбирает“, “втягивает“.

Во всех смыслах “затягивая“ и “забирая“.

Просторы“ же напротив – “простираются“, стремятся вовне, дышат далями, глубями и высотами. Что вовсе не означает, что просторы не могут быть “ёмными“, “ёмистыми“ – очень даже могут!

Таковыми и предстают Ро́сские просторыёмные просторы:

Ро́сская Ёмь, Великая Ёмь.

Уж если кто Волю их познал, то “въёмится“ по самое не могу, утонет в них, себя забудет – просторы ёмные заберут и его, и его душу без остатка, затянут!

________

На том и стоял Ро́сский мир, чётко сознавая геополитический парадокс,

единящий необъятно раскинувшиеся земли:

простор“ всегда – центробежное,

а “ёмь“ – центростремительное.

И если какие пределы, окраиныотбегают“ –

что-то неладно в самой Ёми:

что-то не то да не так ёмится, не тем ярится

то ли яр худой, то ли мога не яристая

________

Однако просторы – не только приволье да воля, сиречь – раздолье для нас, обживателей, собою любимых. Каждый простор во́лит собственной Волей, и лучше бы ей не перечить.

Кто ж о том разуметь не желает,

а желает с Просторов имать да жить вольницей

тому тлеть костьми в ло́гах, да в полях – в перемес, да в подзолах, где лес, да в расселинах скал до небес…

         2-1.03.4. Зверомирцы многочасто в своей богатой, сочной, порою забористой речи

пользовали “яр-ёмистые словеса”, заменяя ими и постылую брань,

и паскудный мат, и учёную заумь, и щебет увещеваний плолитиков.

Немало ж уважали при том невесть как дошедшие до Зверомира

розмыслы и думы о словесах яр-ёмистых людянского мудреца-словолюба

Эпштейна Михаила Наумовича, который и впрямь – мудр, хотя, как сказывал Тур, “мудр не за наших”, точнее – не за людомирцев, коими был вскормлен да сошёлся с людоидами, им же и служит… Да то не нашим умом – людянские разборки да гра́чи толковать! А чему ж дельному – и у недруга учиться не грех, а недруг-то вдруг и “своим” может сказаться, да “своим” поболе, нежели иной “свой” штатный!.. Уж было не раз.

________

С крепкими словцами – с обсценной лексикой – у зверомирцев вообще складывались непростые взаимоотношения. Тигр в одной из своих знаменитых Позна́нок, кои наряду с Воспита́нками – для зверяток малых сочинил дюже обильно, сказывал:

«Слово – не товар, не “купи-продай“, его на прилавок не выложишь, ценник не повесишь, хоть иное словцо, дельно сказанное – “дорогого стоит“, а иное – за версту “продажным” воняет…

Хоть язык наш родной “эффективные свитские” да ушлый жлобизнес – покуда монетизировать не догадались, на слова да буквы тварифы с акцизами учудить не дотумкали, но, по чести-то молвить, коль уж дотошно копаться в сей теме – дюже, заметим, неблаговонной! – не всё так безоблачно: уже где-то и пасмурно.

Уже где-то слова и отсваивают: под видом заумь-имущества, точнее – креаторскойсвойной собственности”. Сие так происходит:

иные предприимчивое персонажи, да что персонажи! – целые сборища! – допрежь вступив в сговор с Законом, бывалочи присвоят себе – небесплатно! в доле с Законом! – права на какое-либо слово значное, да вот хоть “треугольник”, и ну себе всласть “обирайтить”, сиречь обирать трохи-потроху каждого, кто словцом тем желал бы воспользоваться, – даже деток в питомниках и за школьною партою!

То и зовётся: “тотальный ощи́п” – затея премерзкая, от За́падла прущая, для нашего нрава – приблудная, но и в наших Просторах – тотально привитая, что прискорбно, но тако! Так и сам я грешу таковым же манером, но не визжу, как иные, о том с каждой ветки: сие есть полезная, вкусная норма! Не норма! Плохо всё это, серой воняет!.. До времени терпим.

(подробнее о тотальный ощи́пе см. 2b.06.12.)

И ещё по-другому слова монетизировать научились:

отдельные словеса забористые, то и просто: кому-то ненравные, или же некомплементарные к меньшинам каким, дюже горластым, в штрафах оценивают

Тупь то звериная: ценники на словеса прилаживать! Злоязычников – тех пороть нещадно да драть, кого и рвать, а не денежкой благородство воспитывать: серою от серы не избавишься, овном от овна не очистишься!.. А уж криэйтеров тех, обирастов – … тему эту сами размыслите, дети, домашним заданием.

Но вот “бесценными“ слова быть могут:

Победа“, например. Или “Родина“.

И обесцененными слова тоже быть могут.

Мудрецы их ещё “обсценной лексикой“ величают,

то есть “речью непристойной, распутной, безнравственной“.

Но мы-то понимаем: “обсценный“ – это обесцененный! И уже после то “обесцененное“, ничтожное, зряшное – становится сквернословием, срамословием, блудословием: бранью. Или совсем уже – матом… Да не просто так и становится, не крепкого, забористого словца ради!

Крепкое-то словцо иной раз и к месту, и к лицу – особенно: зловидному. Да и к вражьему зловерству всему: огулом-разом – уместно. С поганью-то на поле брани какими словами, кромя бранных, изъясняться присоветуете? А заметьте себе: нынешние-то войны – то не просто клыкорубки ратные, кровавые, кои славными предками велись “клык-на-клык” да “зуб-на-зуб”! Нынешние-то войны всё больше – гибридные, и бои словесные в них дюже важны́, коли не главные. И церемониться с вра́жею пе́тушью – нечего!..

Но в том-то и “зра́да”! – обесцененные слова не на поле брани стремятся, они в нашу жизнь, в наш быт, в самую душу угнездиться метят, обесценивая вместе с собою и всё, к чему прикоснутся, присоседятся – что для нас це́нное, лю́бое, свя́тое…

То и выходит:

на поле брани: “брань” – за нас! и “ругань” – наша! с нами “мат”!

в быту же, в житийстве чинном, да в его обустройстве тот жемат” –

враг паскудный, за Поганца воюет, нас изнутри разъедая!..»

         2-1.03.5.  Лик Светила Соль достаточно зримо для наблюдателя вращается 

по часовой стрелке вкруг своей оси, – и не за 27 с гаком людянских суток, как наблюдаемый людянами лик Солнца, а со скоростью 24 оборота в сутки – зверянских, само собой (равных, впрочем, людянским).

Что порождает великолепные визуальные эффекты и позволяет безошибочно определять дневное время, но не только по положению Светила на небосклоне, ибо, как писал зверомирский аэд Тигр:

Разумный предел в “совершенстве” – понятен:

Светило само – из света и пятен!

из чего логично предположить, что Светило Соль блистает не совсем уж безукоризненным ликом.

Да так оно и было:

на круге, цветом: “бриллиантовый оранжево-жёлтый” (означенный в Зверонете кодом #FFB02E) – наблюдаются пятна, кои, как всем известно – прямые улики температурных капризов фотосферы – излучающего слоя атмосферы звезды, который, собственно, и образует – лик Светила. А Светило Сользвезда, во всех смыслах – звезда-а! Капризная и требовательная…

Но какое всё это имеет отношение к определению дневного времени? Да самое прямое!

В отличие от людянских солнечных пятен, которые возникали и исчезали на Солнечном лике, где им заблагорассудится, когда заблагорассудится и насколько заблагорассудится, пятна Соль явлены в незапа́мятные незапя́тнанные времена, месторасположение и форму с тех пор – не меняли, и, судя по всему – менять не собирались. Такие вот несмываемые пятна в биографии…

Теперь добавьте к этому факту 24 оборота в сутки вокруг собственной оси, которая чудесным образом совпадает с осью зрения обитателя Зелёной планеты, возведшего очи Свету, и что мы получим?

Правильно – идеальные часы со стрелкой в виде пятен Соль!

Ну, может не совсем идеальные, – погода, ночь, цифири ж домысливать надобно, а и попробуй разутым глазом на те часики слепящие поглядеть… Но всё же!

Что ещё следует поведать о пятнах Соль. Форма пятен и их конфигурация как-то подозрительно складывались в хорошо читаемый, безошибочно узнаваемый любым зверянином образ.

Мудрецы заломали хребтов и перьев немало в толкованиях и толковищах столь яркого, зримого, впечатляющего послания:

от кого оно, кому оно, о чём оно и зачем оно? Но понимания от того не прибавилось, загадка так и осталась загадкой:

Чей след на лике Светила?

Ибо пятна на лике Светила явственно образовывали след гигантской, непостижимых размеров лапы

Среди звероидов бытовало предание, согласно которому след сей – оставлен лапой пресловутого завроящера Сво, который, мол, во времена о́но – времена незапамятные – сумел “вляпаться в свет”, да и оставить на Светиле свою отметину… Сам Сво не комментировал сию то ли быль, то ли не́быль, а загадочно на то ухмылялся.

Зверомирцы ж высмеивали те измыслы:

сколь ни велико зло, воплощённое ипостасью завроящера, но в масштабах космических оно смехотворно – особливо физическими размерами. Верно, что лапища завроящера оставляют на грунте следы, в каждом из которых можно легко устроить нетесное джакузи. Но след на Светиле Соль вместит разом сотен пять планет, каждая из которых – размером с Зелёну

Как бы там ни было с пятнами, о Светиле Соль одно знаемо точно:

всего-то одной двухмиллиардной долей своей светлой энергии

оно согревает Зелёную планету миллиардами лет,

даруя Жизни возможность жить и противостоять тьме!

         2-1.03.6. Цвет Светила, помимо уже упомянутого

бриллиантового оранжево-жёлтого (#FFB02E),

сильно варьируется по времени суток, по прозрачности воздуха

и по его собственному, сольному настроению, –

от рассветного тона, который так и зовётся: “восход Светила”,

по-людянски ж: “восход солнца (#ffcf48),

минуя всевозможные янтарные тона/полутона

жёлтого“ и “оранжевого“,

включая загадочный цвет янтарных лаковгуммигут (#E49B0F)

и особо радостный для взора Кабанихи Ху цвет

мандариновый (#ff8800),

до буйных красных

алых, багряных, рубиновых, сангиновых, карминных, пурпурных.

         2-1.03.7.  Вкруг Зелёной Планеты вращается тело небесное,

диаметром вчетверо меньшее – спутник Селебрия, коя напомнила б, видимо,

людянам Луну, много воспетую, – так Тур уверяет.

Ещё именуют зверяне свой спутник: Просторы Селебряные.

Но заметим:

зверянские поэты-аэды пользуются равно и людянскими словесами,

от слова “Луна” производными, потому что – красиво!

А людян хоть и нет, но слова-то их – есть, и мы их все – знаем!

Оттого и появляются такие вдохновенно-путанные строки:

«Как-то в лунную ночь я нёсся на Ост.

Не до неба мне было. Но что-то заныло –

Я голову по́днял. И внезапно узрел

Селебрии лик. И, как вкопанный, сел.

И жевал от волнения хвост…»